![]() |
/ Начало / 2007 / 43 ..... Обсудить статью Духовный писатель![]() Жизнь и произведения известного духовного писателя и историка Дмитрия Дмитриевича Благово, в иночестве архимандрита Пимена, тесно связаны с Николо–Угрешским монастырем, где он был послушником в течение 13 лет. По благословению преподобного Пимена Угрешского он тщательно изучил исторические документы, касающиеся обители, и стал автором знаменитой книги «Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря», вышедшей в Москве в 1872 году. Дмитрий Дмитриевич Благово родился 28 сентября (10 октября) 1827 года в Москве в знатной дворянской семье, имевшей родственные связи со знаменитыми родами Волконских, Римских–Корсаковых, Щербатовых, Татищевых, Мещерских, Милославских, Салтыковых, Толстых. В младенчестве лишившись отца, Дмитрий остался на попечении матери Аграфены Дмитриевны и бабушки Елизаветы Петровны Яньковой, правнучки известного историка В.Н. Татищева. Детство будущего духовного писателя прошло в подмосковном имении Горки Дмитровского уезда. Получив под руководством матери хорошее домашнее образование, в 1845 году Дмитрий поступил на юридический факультет Московского университета, который успешно окончил в 1849 году. Два года он служил в канцелярии московского гражданского губернатора А.А. Закревского, внешне ведя обычную светскую жизнь. Со студенческих лет он дружил с С.М. Загоскиным, сыном известного писателя, часто посещал салон замечательной поэтессы Евдокии Петровны Растопчиной. Его внутренняя духовная жизнь для большинства окружавших его людей оставалась как бы «за кадром». С.М. Загоскин писал: «Ни единого дурного слова не исходило из уст скромного Благово; его чистая, честная душа гнушалась всего безнравственного и порочного». Молодого Благово все больше захватывает литературная деятельность. Занимая с 1852 года должность директора Дмитровских богоугодных заведений, он подолгу живет в родовом имении Горки, пишет стихи, в которых предается философским размышлениям о мире, о религии. В его стихах прослеживается влияние В.А. Жуковского, раннего М.Ю. Лермонтова, Е.П. Растопчиной. В них преобладают грустные элегические мотивы, в которых сквозит разочарование в свете, хотя личная жизнь автора тогда еще не была ничем омрачена. В 1858 году в Петербурге под псевдонимом вышла в свет первая публикация Д.Д. Благово «Два стихотворения Лаго». В 1857 году Благово женился на соседке по имению баронессе Нине Петровне Услар, восемнадцатилетней красавице. В это время он пишет цикл любовных стихотворений, свидетельствующих о его чистой любви: ...Отныне, чуждый для вселенной, Я для нее лишь буду жить. В 1859 году Благово вышел в отставку. В том же году в молодой семье родилась дочь Варвара, в 1861 году — сын Петр, который скоро умер. Смерть младенца стала началом разрушения семейного счастья. В 1862 году произошло событие, отравившее личную жизнь писателя: его жена влюбилась в молодого гусара и бежала с ним, навсегда покинув мужа и дочь. Дмитрий Дмитриевич переехал с Варенькой в Москву, где его ждало новое горе: вскоре умерла его мать Аграфена Дмитриевна. Свет все менее прельщает его. По отношению к своей жене он поступает великодушно, предоставив ей в январе 1863 года документ, в котором вину за случившееся берет на себя. Он надеется, что это оправдает скомпрометировавшую себя женщину, поможет ей получить развод и выйти вторично замуж. Однако Синод этому документу не поверил, в результате чего бракоразводный процесс длился почти 20 лет до 1882 года. В 1867 году, оставив бывшей жене все имения, включая любимые Горки, Д.Д. Благово решает удалиться в монастырь. Незадолго до этого он пишет: Не соблазнил меня свет ложный Своей мишурной суетой, Своею пышностью ничтожной, Своею важной пустотой! Д.Д. Благово становится послушником подмосковного Николо–Угрешского монастыря. С архимандритом обители преподобным Пименом (Мясниковым) у него складываются очень близкие и доверительные отношения. В своем духовном наставнике он очень ценит мудрость, душевность, внимание к людям, поистине монашеские нестяжание и благочестие, практический ум и деятельную натуру, которая помогла ему возродить древний монастырь, основанный великим князем Дмитрием Донским в 1380 году, после многолетнего упадка и добиться его нового процветания и славы. Учитывая литературные дарования нового послушника, прозорливый архимандрит Пимен дает ему послушание: изучить и систематизировать документы и предания по многовековой истории Николо–Угрешского монастыря. Эта работа стала продолжением и семейных традиций для Д.Д. Благово, предком которого был историк Татищев. В 1872 году вышел в свет «Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря», по сей день являющейся ценнейшим источником по истории обители, без ссылок на который не обходится ни одна публикация о ней. Имя автора на титульном листе не значится, и лишь предисловие скромно подписано: «Один из меньшей Угрешской братии Дмитрий». Известны и другие исторические труды Д.Д. Благово, написанные во время его 13–летнего послушничества на Угреше: «Дворцовое село Остров, историческое описание» (1875), «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию» (1875), «Угреша» (1881). В 1883 году вышла отдельным изданием его книга «Архимандрит Пимен», настоятель Николаевского Угрешского монастыря. Биографический очерк», в 1880–1883 годах по частям публиковавшийся в журнале «Русский вестник», в котором примерно в тот же период печатается одно из самых интересных и популярных его произведений — «Рассказы бабушки», вышедшие отдельным изданием в 1885 году. С юных лет Дмитрий Дмитриевич кропотливо записывал рассказы своей бабушки Е.П. Яньковой, видной старомосковской светской дамы и хранительницы семейных преданий. Опыт предварительной работы над книгой, которая воспринимается читателями как мемуары самой рассказчицы, а не творение ее внука, пригодился Д.Д. Благово, когда он в 1870–х годах записывал и приводил в порядок «Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николо–Угрешского монастыря», вышедшие в свет в Москве в 1877 году. Свою работу Дмитрий Дмитриевич выполнил весьма деликатно, намеренно оставаясь в тени и нигде не обнаруживая себя как действующее лицо, хотя он был непосредственным свидетелем многих событий. Книга, передающая оригинальный и очень образный строй речи архимандрита Пимена, стала ценнейшим источником сведений о повседневной жизни Угрешской обители в 1830–1870–е годы. Период послушничества на Угреше стал самым плодотворным в творчестве Д.Д. Благово. В 1873 году он сочинил во многом автобиографическую поэму «Инок». Она написана хорошим литературным слогом, в котором чувствуется влияние поэзии М.Ю. Лермонтова. Думается, автор не случайно взял строки из произведений великого поэта в качестве эпиграфов к первой и четвертой частям своего сочинения. Поэма была впервые издана в 1874 году. Стереотипное второе издание вышло в свет в 1903 году. В 2005 году Николо–Угрешский монастырь выпустил третье издание поэмы (в современной орфографии), снабженное вступительной статьей профессора В. Троицкого и комментариями к тексту. Отрывки из поэмы, непосредственно касающиеся Николо–Угрешского монастыря и его насельников, опубликованы также в первом выпуске альманаха «Угрешская лира», вышедшем в 2007 году. Первая глава поэмы начинается с описания затерянной среди лесов «на берегу реки широкой в долине мирной между гор» древней обители, некогда основанной перешедшим в православие татарином на месте, где татарское войско потерпело поражение от русского князя. Образ обители здесь собирательный, вобравший в себя черты нескольких монастырей. География местности и связь основания с победой над татарами дает право предположить, что одним из прообразов обители в поэме является Николо–Угрешский монастырь. Описывая события, происходящие с героями поэмы, автор погружает их в дорогую его сердцу среду. Сосновый бор за рекой, село на пригорке, овраг, пруд неподалеку от угловой башни, настоятельские кельи в одном корпусе с трапезной, расположенный несколько ниже их соборный храм — все это можно было увидеть тогда на Угреше. Скромное материальное состояние обители, ее отдаленность от города (более 300 верст) и суровый климат, основание крестившимся татарином наводит на мысль о том, что вторым прообразом обители в поэме мог быть Кожеезерский Богоявленский монастырь Архангельской епархии, существующий с 1660–х годов. Одним из его основателей был бывший пленный казанский царевич Тургас Ксангарович, принявший православие с именем Сергий, в иночестве Серапион. Упраздненная в 1764 году обитель была возрождена в 1851 году. В 1853–1854 гг. на Угрешу приезжал для сбора средств иеромонах Митрофаний, причем его миссия увенчалась успехом: благотворитель Николо–Угрешского монастыря московский купец П.М. Александров пожертвовал значительные суммы на возрождение Кожеезерского монастыря. Данное обстоятельство, вероятно, и обратило внимание Д.Д. Благово на эту обитель. Прототипом главного героя поэмы, князя Василия Слуцкого, ставшего послушником в монастыре и принявшего иночество с именем Варлаам, несомненно, является сам автор. Отречься от мирской жизни Василия побуждает семейная трагедия: Анна, горячо любимая красавица–жена, покинула его, убежав с соблазнителем–гвардейцем и бросив двоих детей, которые умерли от болезни через два года. Не выдержав такого горя, умерла вскоре и старушка–мать Василия. Испытывая душевные страдания и чувствуя всю пустоту светской жизни, Василий уходит в отдаленный монастырь, где у него складываются доверительные отношения с настоятелем и с духовником схимонахом Гавриилом. Здесь он обретает душевный покой и находит свое призвание в служении Богу: Когда он скорбью был томим, И сердце снова, как бывало, Тоски язвительное жало, Предтечу тяжких долгих мук, В себе внезапно ощущало, Он прибегал к святым отцам, Он брал их мудрые писанья, Дар их любви простым сердцам; И доблих старцев назиданья Он с наслаждением читал, И, как кору, он слой за слоем Печаль с души своей скидал, И дух, палимый скорби зноем, Слезой отрадной прохлаждал... Елена ЕГОРОВА, историк, краевед, член Союза писателей России (окончание следует) |
В начало сайта | О проекте | О странице | Емайл |